Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Березняки
Воскресенского района Саратовской области»


    РАССМОТРЕНО                                     СОГЛАСОВАНО                         УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом                    Начальник отдела образования                    Директором
      МОУ «ООШ С. Березняки»              администрации ВМР                   МОУ «ООШ с. Березняки»
                                                                                                                             
    протокол № ___                         ___________ С.А. Бакулина                   _________  К.К. Кадышева

от «___» _________ 2011г.                    «___» _________ 2011г.                        «___» ______ 2011г.







Основная  образовательная программа начальной школы муниципального общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа с.Березняки
Воскресенского района Саратовской области»








2011г.




Основная образовательная программа
образовательного учреждения
Начальная школа

Пояснительная записка
МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Березняки Воскресенского района Саратовской области» является общеобразовательным учреждением начального общего, основного общего образования. Образовательная программа развития начальной школы представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса, основные планируемые конечные результаты, критерии.     
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Березняки Воскресенского района Саратовской области»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Образовательная программа определяет  содержание и организацию образовательного процесса на ступени НОО и представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МОУ «ООШ с. Березняки  Воскресенского района Саратовской области».
В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы:
1.  Пояснительную записку;
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
3.  Учебный план образовательного учреждения;
4. Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
5.  Программы отдельных учебных предметов, курсов;
   6. Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
7.  Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
      8. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «ООШ с. Березняки Воскресенского района Саратовской области» разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида ОУ, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Разработка основной образовательной программы НОО МОУ «ООШ с. Березняки Воскресенского района Саратовской области» осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (Управляющего совета школы, классных родительских комитетов), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
ООП НОО МОУ «ООШ с. Березняки Воскресенского района Саратовской области» раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в соответствии со стандартами 2 поколения.  Эти изменения касаются приоритетных целей образования,  принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.
 Образовательное учреждение берет на себя следующие обязательства по выполнению задач, поставленных в стандартах второго поколения, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени НОО и направлено на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся. Создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,  обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
 Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Актуальность данной программы  обусловлена тем, что в настоящее время в связи с принятием новых образовательных стандартов в образовательном пространстве  начальной школы происходят изменения на концептуальном уровне, требующие от педагогов:
1) освоения  нового содержания образования;
2) изменений в организации учебного процесса;
3) освоения соответствующей этим процессам нормативно-правовой базы образования;
4) существенного изменения ценностной позиции педагогов.
С учетом условий работы МОУ «ООШ с. Березняки Воскресенского района Саратовской области», приоритетных направлений деятельности и специфики средств обучения (школа работает по УМК «Начальная школа XXI  века») в пояснительной записке раскрывается цель, задачи, принципы и подходы к отбору содержания, организация педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы.
Цель программы:
        Создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС НОО, для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения и самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

   Задачи программы:

·    Создание образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся и их родителей (законных представителей).

·    Создание условий для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

·    Формирование у младшего школьника знаний, установок личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранения и укрепления физического и психологического здоровья.

·    Обеспечение достижений личностных результатов учащихся: освоение УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных и т.д.).

     Процесс изменения образовательного процесса в школе подчиняется следующим принципам:

·    Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка, создание условий для обязательной успешной деятельности, обучение в зоне «ближайшего развития», создание условий  для реализации творческих  возможностей школьника.

·    Природосообразность обучения  предполагает: соответствие содержания, форм  организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей.

·    Принцип культуросообразности  позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной  деятельности школьника.

·    Диалогичность процесса образования (обучение сотрудничеству детей в совместной учебной деятельности).

·    Преемственность и перспективность обучения.    

Приоритетные направления программы:

·    ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;

·    формирование экологического мировоззрения через организацию проектно-исследовательской и научной деятельности школьников;

·    совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий;

·    сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;

·    развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.

Принципы реализации программы:

·    Программно - целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы.

·     Преемственность данной программы, программы развития и программы образовательного учреждения.

·    Информационной компетентности (психолого-педагогической, инновационной, информационной) участников образовательного процесса в школе.

·    Вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы.

·    Включение в решение задач образовательной программы всех субъектов образовательного пространства.

Прогнозируемый результат:

·    повышение уровня образованности школьников, успешное освоение ими системного содержания образования;

·    проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности школьника;

·    обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, развитого чувства собственного достоинства, конструктивности поведения;

·    творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике;

·     удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.


 Подходы к воспитанию младшего школьника при переходе на ФГОС нового поколения.
   Аксиологический подход

·    аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни

·    принятие ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом,  обеспечивает моральную рефлексию.

·    система ценностей определяет содержание основных направлений воспитания и социализации

младших школьников.
Системно - деятельностный подход

·    системно – деятельностный подход отвергает попытки локализовать воспитание в границах отдельных учебных предметов   образовательной области, как-то: «Духовно-нравственная культура», «Этика», «Азбука нравственности»;

·    воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано, но должно охватывать и пронизать собой все виды образовательной деятельности: учебной, учебно - трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.;

·    системно – деятельностный подход предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы должна быть по возможности согласована. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования эта идея выражена в форме Стандарта как общественного договора, а механизмами её реализации в в Концепции являются национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, принимаемых всеми субъектами воспитания и социализации.

Компетентностный подход.

·    предпринимаемые попытки подменить аксиологический подход к воспитанию компетентностым недопустимы;

·    в обучении форматирование компетентций возможно, так как научные знания – основное содержание обучения – сами  по себе этически  нейтральны (объективны)  и служат инструментом решения технических, экономических, социальных и иных проблем;

·    содержание же воспитания всегда ценностно -  ориентировано, оно раскрывает ценности и без них не имеет значения. Воспитание компетенций превращает ценности в инструмент решения некоторых личностных и социальных проблем, формирует у ребенка способность (готовность) применять нравственные ценности и моральные нормы как средство решения определенных задач: достижения успеха, повышения конкурентноспособности, коммуникабельности, качества жизни и т.д.

·    воспитание компетенций может усилить моральный релятивизм, привести к окончательной нравственной дезориентации и духовной дезинтеграции общества.

           МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Березняки» действует в соответствии с Уставом, лицензией  А  № 280261 выданной  24  ноября    2010 года  срок действия  по 24.11.2016г.; государственный статус учреждения:  тип – общеобразовательное учреждение, вид – основная общеобразовательная школа.
Основная общеобразовательная программа НОО является основным нормативным документом на начальной ступени и разработана с учетом требований следующих нормативных документов:  

·    Закон РФ «Об образовании».

·       Постановление правительства РФ «Об утверждении типового положения об общем образовательном учреждении».

·    Федеральный государственный общеобразовательный  стандарт НОО.

Постановление главного государственного  санитарного врача Российской федерации от 29.12.2010г.  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

·    Правила  внутреннего распорядка.

·    Другие локальные акты ОУ, регламентирующие  ОУ

Адресность программы:
     Программа адресована участникам  образовательного процесса, к числу которых относятся:

·    Педагоги начальной школы.

·    Дети 1 – 4 классов МОУ «ООШ с. Березняки  Воскресенского района».

·    Родители обучающихся.1 – 4 классов.

·    Представители общественности ( Управляющий Совет школы, родительский комитет).

      Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе школы, Положении об Управляющем Совете школы, Положении о родительском комитете, Правилах поведения обучающихся и т.д.).

Организационно-педагогические условия:

·     Режим работы: в начальной школе режим 5-дневной рабочей недели, начало уроков- 9.00ч., в одну смену. Продолжительность урока  в 1 классе – 35 мин., 2- 4 классы – 45 мин. Количество часов учебного плана в каждом классе соответствует  максимально допустимой нагрузке учащихся  в неделю не превышает  норматив.

 Продолжительность обучение: 4 года.  Учебный год делится на 4 четверти. Каникулы проводятся в установленные сроки (осенние, зимние, весенние, летние). В 1 классе проводятся дополнительные каникулы в феврале.  

·    Наполняемость классов: средняя наполняемость – 4 человека.

·    Организация образовательной деятельности:

Основной формой обучения является  очная (классно-урочная) система.

·    Реализуемая программа « Начальная школа ХХI века».

·    Учебно-методическая обеспечение.

В образовательном процессе используются учебники  и методические  комплекты для реализации задач ООП НОО, рекомендованные Министерством образования РФ по программе « Начальная школа ХХI века».

·    Финансовые условия реализации программы.

Структура и объем финансирования реализации ООП НОО осуществляется на основе принципа  нормативного подушевого финансирования. Используются как бюджетные, так и внебюджетные средства.

·    Материально-технические условия:

Организация образовательного процесса осуществляется в условиях классно-кабинетной системы в соответствии с учебном планом, основными нормами техники безопасности и санитарно-гигиеническими правилами. Кабинет начальных классов имеет необходимый методический и дидактический материал позволяющие  осуществлять учебно-воспитательный процесс.
         В коридорах школы, спортивном зале, актовом зале организуются и проводятся культурно-массовые мероприятия, общешкольные собрания. Спортивный зал оснащен необходимым спортивным инвентарем для проведения уроков физической культуры и спортивных мероприятий для обучающихся начальной школы. Имеется  оборудованная спортивная площадка.
               Для обучения начальной школы предоставлены возможности  компьютерного класса.       Школьная библиотека оснащена необходимой методической, художественной и учебной литературы, медиатекой, детской периодикой.  
       Для проведения предметных уроков по курсу «Окружающий мир» используются возможности кабинета биологии и пришкольного участка.
 Для реализации программы духовно-нравственного воспитания используются  возможности школьного музея.
       Обучающиеся обеспечены   питанием в школьном буфете.
Кадровые условия ООП НОО включают:

·        описание управленческого, педагогического и психолого-педагогического персонала, работающих в начальной школе образовательного учреждения и их квалификации с основными функциональными обязанностями;

·    непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного   учреждения и обеспечение повышения квалификации педагогов и преподавателей.

Кадровый потенциал образовательной программы начальной школы:
№ п/п    Специалисты    Функции (примерные)    Количество специалистов с высшей, первой категории
1.    Учитель    Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса    -- Без категории – 1 чел.
2.    Учитель-предметник    Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса по предметам (физической культуры, информатики, музыки, иностранного языка)    - Без категории – 2чел.
3.    Классный руководитель    Осуществляет индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса. Организует работе по формированию Портфолио обучающихся    - Без категории – 1 чел.
4.    Библиотекарь    Обеспечивает доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности обучающихся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации. Обеспечивает выдачу книг в библиотеке.    Без категории – 1 чел.
5.    Административный персонал     Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу.    - Без категории – 2 чел.

Укомплектованность педагогическим  и иным  персоналом: 100%.
Непрерывность профессионального развития – каждые 5 лет учителя начальной школы и учителя-предметники повышают квалификацию на курсах Сар ИПКиПРО, 100% используют в системе информационно-коммуникационные технологии.
Уровень владения ИКТ педагогического состава школы составляет 100%. Учителя прошли следующие проблемные курсы на базе СарИПКиПРО:
1.    Intel «Обучение для будущего»;
Также учителя проходят курсовую подготовку на портале сети творческих учителей,  касающиеся использования ИКТ в учебном процессе.


Особенности первой ступени образования как фундамента всего последующего обучения.
      Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется  социальный статус  и увеличивается потребность в самовыражении.
    С поступлением в школу ребенок  впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязанность которых диктуется их  общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.
      Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания  и мышления учащегося. Центральной линией развития выступает интеллектуализация и формирование произвольности всех психических процессов.
      Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая системы образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
     - Резко возросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были основными источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, то  СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объема информации, воспринимаемой детьми, порой сопряжено с негативной стороной информационного взрыва. Информация часто бессистемна, чрезмерна и не учитывает возрастных и психологических особенностей  ребенка. Информационная среда нередко оказывается агрессивной и предоставляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию. Однако негативные следствия информационного шока не должны заслонять позитивный развивающий потенциал информационной среды. Нельзя игнорировать или недооценивать то обстоятельство, что у современных школьников появились новые возможности – информационный потенциал Интернета; дистанционные  формы обучения, включая диалогические; виртуальные конференции для обсуждения интересующих вопросов. Однако можно говорить о том, что сегодня в системе школьного обучения потенциал информационных технологий полностью не реализован.
    - Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению.
  -  Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками.
 - Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего ХХ в., не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей.
 - Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы.
 - Сегодня дети и подростки более открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Вместе с тем нередко наблюдается снижение доверия к миру, дети и подростки чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности.
     Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УДД), обеспечивающих умение учиться.  
    Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
      Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать  свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности  с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др.
      Таким образом, наряду  со знаниевым  компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организаций учебной деятельности и сотрудничества познавательной творческой художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

·       с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

·    с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·    с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·    с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

·    с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·    с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и

·т.•д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.
Приоритетные направления образования.
 Способом достижения нового качества образования является компетентностный подход, а содержательным ресурсом развития -  изменения позиции ученика, учителя, родителя. Приоритетными изменениями в организации деятельности ученика в начальной школе является:

·    поддержка образовательной инициативы ребенка;

·    обучение навыкам  общения и сотрудничества;

·    формирование учебной самостоятельности.

     Позиция учителя – переход от традиционной деятельности к овладению способами постановки учебных задач изменению системы оценивания, освоению механизмов, создания учебных сообществ.
     Начальная школа, таким образом, рассматривается не изолированно, а как элемент целостной системы в рамках непрерывного образования.
     В образовательном процессе учитываются:

·    возрастные  особенности младших школьников;

·    индивидуальные особенности развития детей;

     Центром развития учебной самостоятельности ребенка в начальной школе, её ядром и основной формой проявления является контрольно0оценочная деятельность. Поэтому с первых уроках в начальной школе учителями определяются и апробируются разнообразные технологии безотметочного обучения.
      Построение образовательного процесса предусматривает внедрение коммуникативных технологий и технологий учебного сотрудничества через расширение диалоговых форм работы, организацию разных форм совместности, а также использование игровых технологий, создающих условия для основных учебных задач на уроке.
       В соответствии  с целями и задачами, определенными для начальной ступени обучения, потребностями воспитанников, обучающихся, их родителей и социума образовательных услуг, педколлектив считает необходимым наряду с обеспечением стандартом образования выделить в рамках адаптивной школы гуманизацию образовательной среды как условия личностно-ориентированного образования.

2. Планируемые результаты.
2.1. Формирование универсальных учебных действий.
            Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной … Продолжение »


Сделать бесплатный сайт с uCoz