…сть научиться:

· выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

· использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

· различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;

· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

2. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:

· парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

· изменяемые и неизменяемые слова;

· формы слова и однокоренные слова;

· однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

18. Отбирая языковой материал для оценки достижения данного предметного результата, нужно
учитывать объем знаний выпускников 1-го класса, а также возможность различного деления слов для переноса (например, се-стра, сес-тра и сест-ра).
19. Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально
возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.

· предложения по цели высказывания;

· предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

· в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,

суффикс, приставку;

· лексическое значение слова в толковом словаре;

· основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

· делить слова на слоги;

· использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

· подбирать однокоренные слова;

· определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

· безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45- 60 слов21;

· проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

· подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

· исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

· перенос слов;

· проверяемые безударные гласные в корнях слов;

· парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

· непроизносимые согласные;

· непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

· разделительные твердый и мягкий знаки;

· правописание прис тавок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

· раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных

местоимений);
 При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные
(например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи деления слов на слоги.
    Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально
возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.
Ученик получит возможность научиться:

· устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с

однозначно выделяемыми морфемами);

· определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);

· различать однозначные и многозначные слова;

· наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

· подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

· подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

· наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

· применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

· применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

· подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

· определять по предложенным заголовкам содержание текста;

· составлять план текста;

· определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;

· соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

3. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3-ем классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:

· имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

· виды предложений по цели высказывания и интонации;

· главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить

· собственные имена существительные;

· личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

· грамматическую основу простого двусоставного предложения;

· в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи

· определять род изменяемых имен существительных;

· устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;

· задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

· определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;

· устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

· находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

· использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

· подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

· определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

· безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов22;

· проверять собственный и предложенный тексты, находить и

исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

· составлять план собственного и предложенного текс та;

· определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;

· корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

· составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

· приставки, оканчивающиеся на з, с;

· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные

слова, определенные программой);

· буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

· буквы и, ы после ц в различных частях слов;

· мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально
возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.

· безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

· буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

· безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

· раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

· знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Ученик получит возможность научиться:

· проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

· устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);

· склонять личные местоимения;

· различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

· находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;

· самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

· разбирать по членам простое двусоставное предложение;

· применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;

· применять правило правописания суффиксов имен существительных – ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;

· применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;

· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

· писать подробные изложения;

· создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

· соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

4. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 4-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать

· имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

· слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить

· начальную форму глагола;

· глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

· глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи

· определять спряжение глагола;

· устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

· разбирать по членам простое двусоставное предложение;

· использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

· подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

· определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

· безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов 23;

· проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания

· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

· не с глаголами;

· мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

· мягкий знак в глаголах в сочетании – ться;

· безударные личные окончания глаголов.

Ученик получит возможность научиться:
    Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально
возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.

· проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;

· проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

· определять вид глагола;

· находить наречие и имя числительное в тексте;

· применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;

· применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;

· применять правило правописания букв а, о на конце наречий;

· применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;

· применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;

· применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;

· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

· применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);

· письменно пересказывать текс т (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;

· соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

      5.2. Программа по литературному чтению
Пояснительная записка
       Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
       Общая характеристика учебного предмета. Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

· изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

· в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

· дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

        Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи
эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
     Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

· сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

· работа /1 0 0 1 2с текстом как  речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

· одновременная работа над языком произведения и речью детей;

· сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

· различение художественных и научно-популярных произведений;

· формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

· освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

     Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной
литературной речи: способностью воспринимать текс т произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:

· обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

· научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

· систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

· включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

· формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

· расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

     Место литературного чтения в учебном плане. На изучение литературного чтения с 1 по 4 класс отводится по 4 часа еженедельно.
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо — 4 часа и 1 час на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».
     Ценностные ориентиры содержания. Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно- нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
    Результаты освоения курса. Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
      Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
      Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
    Содержание курса
      На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.
       На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.
     Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя:
художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.
     В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально- чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.
      Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1–4 классах? В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок,
сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
        Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.
       В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным.  Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.
    В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.
    Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
1 класс
В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.
Виды речевой и читательской деятельности
     Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится».
     Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
     Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических
отрывков (2–3 предложения).
      Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков).
Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
       Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
     Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
     Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
      Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
     Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
     Чтение: работа с информацией
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
    Межпредметные связи:

· с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений,

предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

· с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных

эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение
иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

· с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие

работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
   2 класс (136 ч)
   Виды речевой и читательской деятельности
&nbs… Продолжение »


Сделать бесплатный сайт с uCoz