…p;   Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.
Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий).
    Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций.
Понимание отношения автора к героям произведения.
    Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений.
    Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя.
    Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения
    Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина.
   Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран.
    Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
   Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
      Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
    Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков- сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг.
Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Межпредметные связи:

· с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини- текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

· с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

· с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);

· с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).

3 класс (136 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.
     Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий.
    Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Круг чтения
    Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-
справочники.
   Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
    Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
   Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
   Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.
Литературоведческая пропедевтика
     Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа.
Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
      Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги.
Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»).
Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Межпредметные связи:

· с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);

· с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

· с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

· с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

4 класс (136 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.
      Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков.
     Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
      Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.
     Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.
      Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.
Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча.
      Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги.
Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.
Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества.
Отрывки из Библии, из летописи.
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно- познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.
Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
    Примерная тематика. Художественные произведения о жизни детей- сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях.
Жанровое разнообразие. Расширение знаний в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений.
      Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.
     Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.
     Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя.
Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности.

     Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, художественные описания природы, художественный образ и познавательная, реальная информация.
Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
     Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
    Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и
реальное.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
      Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
     Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.
    Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Чтение: работа с информацией
     Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания.     Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
      Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура).
Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями.
      Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.
      Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач.
     Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи.
    Оценка полученной информации о книге и литературных героях.
Межпредметные связи:

· с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);

· с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам

изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

· с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.

Планируемые результаты обучения
1 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
 осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
 читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
 правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
 моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
 понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
 высказывать суждения о произведении и поступках героев;
 узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
 оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
 определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
 использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
 различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
 сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
 сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
 находить в тексте произведения сравнения, обращения;
 находить в тексте и читать диалоги героев;
 определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
 читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
 моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
 придумывать истории с героями изученных произведений;
 пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
 иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
 инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
 создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
 получать информацию о героях, произведении или книге;
 работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
 дополнять таблицы, схемы, модели;
 сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
 находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
 дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
 находить в тексте информацию о героях произведений.
2 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
 отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
 определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
 понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
 находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
 читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем
возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
 читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем
учителя;
 читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
 пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
 группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
 понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
 пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
 пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
 постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
 различать стихотворный и прозаический тексты;
 определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
 различать пословицы и загадки по темам;
 использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
 осознавать нравственные и этические ценности произведения;
 выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
 уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
 понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и
читать по ролям;
 инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
 моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
 рассказывать сказки с присказками;
 создавать истории о героях произведений.
Ученик может научиться:
 делать иллюстрации к изученным произведениям;
 иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
 выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
 инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
 находить информацию о героях произведений;
 работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
 дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
 самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
 находить информацию о книге в ее аппарате;
 сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
3 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
 осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
 понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
 практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
 отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
 правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
 понимать и оценивать поведение героев произведения с морально- этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
 подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
 находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
 читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
 читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
 читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
 пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
 пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
 классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
 различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги- сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
 понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
 понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
 работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг- сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
 уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
 различать стихотворный и прозаический тексты;
 определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);
 использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
 подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
 употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;
 находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
 понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
 инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
 рассказывать сказки от лица героя;
 рассказывать о героях произведения;
 создавать истории с героями произведений.
Ученик получит возможность научиться:
 иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
 выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
 создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
 находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;
 работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
 дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;
 сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.
Ученик может научиться:
 самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
 находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;
 находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
 сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.

4 класс
К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:
 проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
 воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно -нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
 понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;
 понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
 осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;
 проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
 работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников;
 пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
 пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
 пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
 читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;
 пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
 различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;
 ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно- следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
 работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;
 понима… Продолжение »


Сделать бесплатный сайт с uCoz